-
Дом жилой Степанова. 1899 г. Генплан.
-
Дом жилой Степанова. 1899 г. План усадьбы на 1907 г.
-
Дом жилой Степанова. 1899 г. План подвала.
-
Дом жилой Степанова. 1899 г. План 1 этажа.
-
Дом жилой Степанова. 1899 г. План 2 этажа.
-
Дом жилой Степанова. 1899 г. План мансарды.
-
г.Псков, ул.Л.Поземского, д.3\2 Дом жилой Степанова И. 1899 г. Общий вид с запада.
-
г.Псков, ул.Л.Поземского, д.3\2 Дом жилой Степанова И. 1899 г. Общий вид с севера.
-
г.Псков, ул.Л.Поземского, д.3\2 Дом жилой Степанова И. 1899 г. Дворовый фасад с пристройкой.
-
г.Псков, ул.Л.Поземского, д.3\2 Дом жилой Степанова И. 1899 г. Фргамент главного фасада. Балкон 2-го этажа.
Участок с постройками на углу улиц Варлаамской (Нарвской, ныне Л.Поземского) и Богоявленской (ныне Герцена) в конце XIX в. принадлежал псковской купеческой вдове Варваре Васильевне Гуляевой. На участке находился полукаменный 2-х этажный дом с пристройками, оценивавшийся в 2375 руб. (1). В 1898 г. крестьянин Степанов Иван за ссуду в 10500 рублей до 1906 г. заложил свое имущество, заключавшееся "в строениях с землею под ними находящегося в г.Пскове в III части на Запсковье по Нарвской и Богоявленской улице" в Санкт-Петербургско-Тульском Поземельной банке. (2). Из дела не видно, какие именно строения находились на участке в момент залога в 1898 г., был ли уже построен дом, или ссуда была взята для строительства нового дома под залог участка и ранее существовавших строений. В Раскладочных ведомостях за 1899 г. имеются сведения о том, что на данном участке уже существует каменный 2-х этажный дом и полукаменный 2-х этажный флигель. ПОСТРОЙКИ оценены в 5075 руб. (3). Следовательно, датой постройки дома следует считать 1899 год. В 1906 г. Степанов И. на сумму 13500 руб. застраховал в Псковском обществе взаимного от огня страхования свое имущество, состоящего в доме каменном двухэтажном с мезонином, крытом железом. В доме было: внутренних капитальных стен поперечных - 2, продольных -1. Строение прочное. Длина дома составляла - 12 саж., ширина 7-5.1/2 саж., вышина 4.1/2 саж. Окон больших значилось 41, средних 11, дверей двухстворчатых столярных 29, одностворчатых столярных 22, двухстворчатых плотницких - 8, одностворчатых плотницких - 1, лестниц каменных - 3. В доме было печей голландских изразцовых - 3, печей русских - 6, печей круглых с железными чехлами - 10, плит кафельных с 2 кубами - 1, лежанка -1, отхожих мест - 1, ватерклозетов - 7, водопроводных раковин, устройств - 7. Комнат оклеенных обоями было 13, балконов -1. Во дворе также был флигель смешанный 2-х этажный крытый деревом. В нем внутренних капитальных стен поперечных 1. Деревянная пристройка составляла вход. Строение значилось прочным. Длина его 5.1/2 саж., ширина - 4 саж., вышина 1-1.1/3 саж. Больших окон в доме было 3, средних 8, малых 4. Дверей двухстворчатых столярных - 4, одностворчатых столярных - 5, одностворчатых плотницких - 9. Лестниц деревянных - 2, печей голландских изразцовых - 1, печей русских - 2, печей круглых с железными чехлами - 2. Отхожих мест -2, водопроводных раковин.устройств - 2. Комнат оклеенных обоями - 4. Зонтов над парадными подъездами - 1. В состав застрахованного недвижимого имущества входили также кладовая смешанная 2-х этажная крытая деревом с деревянной пристройкой; прачечная каменная 1-этажная крытая железом. Двор закрывался воротами деревянными в каменных стенах. (4). Отдельные квартиры в доме сдавались в наем. Так, по переписи 1910 г. в доме, принадлежащем Степанову И. по ул.Нарвская, 3, значится проживающим раввин Псковской еврейской синагоги, вилленский мещанин Гинцбург Рихман Залманович и псковский мещанин Герасимов Василий Павлович. (5). Степанов страховал усадьбу до 1915 г., причем опись и оценка не изменялись. К 1917 г. дом, очевидно, был продан некой Ривке Лейзеровне Итровой, поскольку в переписи населения 1917 г. Степанов владельцем дома уже не значится, а Р.Л.Итрова страхует усадьбу с 13 августа 1918 г. (6), (7) . В 1919 г. в доме разместилась еврейская трудовая школа. (8). После Великой Отечественной войны и до настоящего времени дом используется под жилье, в 1 этаже находится магазин. С 2000 г. часть здания являемся собственностью Клотиниса Р.Э., а часть является муниципальной собственностью. Первые перестройки, изменившие первоначальную композицию фасадов, произведены еще в начале XX века: к восточному фасаду пристроен объем лестницы на 2-й этаж; который закрыл по четыре оконных проема в 1-м и 2-м этажах и нарушил первоначальную симметрию фасада; частично заложен дверной проем 1-го этажа северной части западного фасада и превращен в окно. Необходимо отметить, что эти переделки выполнены аккуратно, в тех же материалах, которые использоались при строительстве, и с учетом архитектурного решения фасадов. В дальнейшем, вероятно, при приспособлении под коммунальное жилье, были заделаны и превращены в окна дверные проемы 1-го этажа в южной части западного фасада и в восточной части южного фасада; здесь переделки выполнены грубо и искажают первоначальную композицию фасада. На фасадах утрачены первоначальные крыльца со ступенями на 3 стороны, дверные и оконные заполнения, ставни окон 1-го этажа, частично, железные фартуки кирпичных "тяг". Утрачена первоначальная конструкция крыши и ограждение мансарды, кровельное железо заменено на шифер. В интерьерах произведены перепланировки за счет легких перегородок. В 2000-2001 гг. сделана дополнительная пристройка с лестницей в подвал, которая значительно исказила южный и восточный фасады своим архитектурным решением, выполненным без учета архитектуры памятника. Выделение ярким цветом угловой части 1-го этажа существенно исказило цветовой строй памятника, являющийся одним из признаков стиля. На территории двора имеются значительные утраты; не сохранились все дворовые постройки, каменная ограда с арочным проемом и деревянными воротами.
Дом и двор расположены на углу улиц Л.Поземского и Герцена. Дом вытянут вдоль ул. Л.Поземского, торцовым фасадом выходит на ул.Герцена. Фасады дома хорошо просматриваются при выезде с Советского (Троицкого) моста на Запсковье по ул.Л.Поземского. Дом в плане прямоугольный, 2-х этажный с пристройками к восточному фасаду и с мансардой над восточной частью. Крыша вальмовая. На территории двора находятся поздние постройки дровяных сараев. Фасадная композиция, рассчитанная на восприятие в движении с моста, по улице, раскрывается в полной мере на пересечении улиц. Центром композиции выступает здесь срезанный угол дома с парадным входом в 1-м этаже и балконом во 2-м. Благодаря концентрации этих деталей на углу здания, угол пересечения улиц получает активный организующий акцент. Южным торцовым фасадом здание "ведет" на живописную улицу "губернского" масштаба (ныне Герцена). Западный фасад начинает древнюю дорогу Званицу (Л.Поземского), являясь первым, четко воспринимаемым объектом после частично закрытого мостом дома N 1, стоящего южнее. Основную роль в композиции фасадов играет принцип осевой симметрии. Интересно взаимное расположение осей симметрии на двух перпендикулярных фасадах, решенных в единой системе: западный протяженный фасад имеет три оси симметрии, закрепленные тремя расширенными парадными входами 1-го этажа (2 из них превращены в окна с частичной закладкой по ширине), которые фиксируют накладывающийся "модуль" на 5 осей, где центром является проем входа. Угловой вход находится на оси симметрии уже двух фасадов, и также является центром "модуля" на 5 осей. Еще сложнее система симметрии на южном фасад, который первоначально был задуман также на 5 осей, как бы повторяя половину перпендикулярной ему плоскости. На крайней с востока оси был устроен дверной проем (ныне превращен в окно), который при фронтальном обзоре уравновешивался дверным проемом срезанного угла, а осью симметрии фасада служил расширенный простенок между окнами второй и третьей оси. По прошествии небольшого периода времени, вероятнее всего вскоре по завершении строительства зданий, оно получило с востока пристройку лестничной клетки и, вместе с ней, шестую ось на южном фасаде, которая оказалась симметричной таковой же на западном фасаде. С появлением идентичной по декору пристройки (на фасаде четко читается шов без перемычки) фасад вытянулся по горизонтали, но распределение его масс осталось уравновешенным, так как левую (западную) сторону утяжеляет балкон на углу. При различных углах зрения оси симметрии меняются. В итоге, не имея зеркальных повторений, фасадные плоскости постройки разделены на классически сгармонированные части. Декор фасадов упорядочен также с использованием норм классицизма и подчеркивает горизонтальные членения композиции: протяженная лента гранитного цоколя, подоконные и междуэтажные кирпичные "тяги" и венчающий стены антамблемент, состоящий из тонкого архитрава, широкого фриза и развитого карниза. Стройные пропорции окон задают четкий ритм фасадам, напоминая шаг колоннады. Кладочный узор составляет второй план декоративного убранства. Здание построено в смешанной технике из кирпича с известковой плитой и именно этот материал является средством художественной выразительности фасада. Оконные и дверные проемы с лучковыми перемычками исполнены в кирпиче, простенки - из плиты. Перевязанные ряды различного кладочного материала организуют на плоскости своеобразное геометрическое сочетание фактур. Швы тесаного известняка затерты известковым раствором, в простенках окон они кое-где расшиты на квадры. Поверхность стены слегка тонирована под цвет кирпича. Здесь творческий метод "рационального" направления в архитектуре России конца XIX в. декларирует красоту в правде и естественности материала и конструкции стен, выстраивая эту систему по классическим канонам. Укрупненный масштаб лаконичного антамблемента выдает стилистическую направленность классических предпочтений. В нем можно видеть близость к несколько гипертрофированной неоклассике начала XX века. Важная роль в композиции фасада отведена угловому балкону, который первоначально был открытым с металлическим ажурным решетчатым ограждением на углах которого и теперь сохранились маленькие столбики с "головками" (боковые решетки утрачены). Несколько позже (судя по фотографиям начала XX в. к 1916 г.) появилась деревянная конструкция, которая несет важную эстетическую нагрузку в композиции фасада: внутри металлического ограждения были поставлены деревянные изящно резные столбы, поддерживающие деревянную крышку. Вверху промежутки между столбами и стенами заполнены вставками деревянного растительного орнамента, выполненного в технике плоскорельефной, пропильной резьбы. Также, как и применение местной плиты в сочетании с кирпичной кладкой в декоре стен, деревянная резьба является здесь этнографическим элементом стиля, органично вписываясь в приемы "рационального" направления в архитектуре конца XIX в. Дворовый восточный фасад решен с той же мерой ответственности перед задачей преобразования утилитарного в прекрасное, как и уличные фасады. Его южная часть закрыта поздними пристройками, но в стене фасада сохранились проемы, позволяющие судить о его первоначальном композиционном строе. Здесь также применен принцип осевой симметрии, где ось зафиксирована широкими проемами входа и окон лестничной клетки. Из-за уширения этих проемов и пространства лестницы северная часть фасада получила не 5, а 4 оси. Декоративное решение дворовой стены такое же, что и стен парадных фасадов, только в композиции горизонтальных членений отсутствуют подоконные "тяги". Планировочная композиция в габаритах несущих стен трехчастная с продольной несущей стеной. Под частью дома расположен подвал. Вход в южную часть подвала, состоящего из двух больших помещений с плоским балочным перекрытием, был устроен с лестницы. Вход в северо-западное помещение подвала - через люк в полу 1-го этажа. Перекрытие деревянное с деревянным брусом, поддерживаемым каменными столбами. В уровне 1-го этажа в центре; находятся "парадные сени" и лестница, связывавшая все уровни дома. "Сени" перекрыты коробовым сводом с распалубками над дверными проемами и печными нишами. Помещения 1-го этажа предназначавшиеся, вероятно, под магазины имели непосредственные выходы на улицу и в "сени". Между помещениями северной части имеется широкий арочный проем (ныне заложен). Лестничные площадки устроены по кирпичным сводикам. Сохранились ступени лестницы, тесаные из известняка. В уровне 2-го этажа трехчастная схема сохраняется только с восточной стороны дома; на западный фасад выходят два больших помещения в габаритах несущих стен. Западное большое помещение, освещавшееся с западного и южного фасада, играло роль "парадной залы", имело выход на балкон через остекленную 2-хстворчатую дверь (утрачена). Из декора "залы" частично сохранились лепные потолочные тяги. Первоначальное деление других частей 2-го этажа на более мелкие помещения легкими перегородками не сохранилось, как и убранство их интерьеров. Над восточной частью дома расположена мансарда с окнами, выходящими во двор. Помещения мансарды разделены на две части лестницей. Их планировка также не сохранилась, как и первоначальные конструкции деревянных стен. Фундаменты бутовые, стены сложены из камня с отделкой проемов и углов кирпичом, перекрытия деревянные по балкам. Крыша стропильная первоначально крыта железом (ныне шифер). Габариты в плане: 25.6 х 14.2 м, первоначальная пристройка: 10.8 х 2.5 м.
Является интересным и уникальным для Пскова вариантом "кирпичного" стиля, отражая закономерности и приемы "рационального" направоления в архитектуре России конца XIX века. Играет заметную и важную градостроительную роль, иллюстрируя художественные принципы периода эклектики в преддверии периода стиля модерн. Является опорным объектом для района Примостья в объемном и историко-культурном плане.
реставрационные работы не проводились
Псковские губернские ведомости, 1874, 1891 г., 1899 г.
Псковский набат, № 41, 1919 г.